Блокування диференціала в мототракторах, повний привід на мототракторах.

1 відгук

Эта статья написана для желающих разобраться в многочисленных типах и устройствах коробок передач с так называемой блокировкой дифференциала и без нее.

Первое появление понятия блокировки дифференциала

коробка передач мототрактораИзначально понятие блокировки дифференциала пришло из больших тракторов, где классический дифференциал — устройство делящее момент между ведущими колесами и может быть принудительно заблокировано. Однако речь идет о мототракторах, где в основе лежит коробка передач от мотоблоков с водяным охлаждением. В классической мотоблочной коробке нет никакого дифференциала, а есть отключение полуосей рычагами — отдельно отключается правая или левая ведущая полуось. Т.е. по умолчанию заблокированными остаются обе полуоси и так называемая разблокировка используется для разворотов в ту или иную сторону в конце обрабатываемого на поле ряда.

Первые, поставляемые на рынок Украины модели мототракторов были оснащены классическим дифференциалом без возможности блокировки. Это было очень удобно для буксирования прицепов с грузами, т.к. на поворотах не изнашивалась резина и мототрактора были очень маневренны. Однако такие мототрактора оказывались практически беспомощны на поле — при работе с плугом, почвофрезой, либо любым другим навесным оборудованием, при проскальзывании одного из колес, весь момент передавался более свободному колесу, которое начинало буксовать и работа останавливалась. С этим надо было что-то делать и в трактора были внесены некоторые изменения, позволяющие хотя бы частично решить проблему. Одним из таких решений было разделение педали тормоза на 2 — тормоз для правого и левого колеса. При пробуксовке — можно было притормозить буксующее колесо. Но, как показала практика решение оказалось довольно спорным, т.к. оператор мототрактора вынужден был постоянно следить за колесами, а кроме того если уже трактор сел, то вытащить его, да еще и с навесным оборудованием не просто.

Практически идеальная схема

мотоблочная коробка передачПоследующие доработки привели к тому, что большинство производителей мототракторов отказались от использования планетарных передач на мототракторах и заводы вернулись к мотоблочной схеме распределения крутящего момента. По умолчанию оба колеса заблокированы. Отдельными рычагами (или педалями) выключается привод правого или левого колеса. Стоит отметить, что использование педалей не смотря на кажущуюся простоту эксплуатации не является оптимальным, т. к. ход педалей весьма мал и материал педалей, как правило, не высоколегированная сталь, а податливый посредственного качества, требующий постоянной подстройки, а при интенсивном использовании — замены. Поэтому в данном контексте лучше прямой рычаг, установленный непосредственно на КПП. Эта схема оказалось очень удачной на поле. Проблемы с пробуксовкой исчезли полностью, однако теперь появилась серьезная проблема с передвижением вне поля. Теперь у людей появились законные жалобы на сильный износ покрышек и элементов КПП при движении по грунтовке или асфальту (по последнему просто на глазах). Что привело некоторых производителей к дальнейшим улучшениям устройства КПП.

рычаг КПП мототрактораСпустя несколько сезонов был найден альтернативный вариант, который, как казалось, удовлетворял требованиям комфортной работы как на поле, так и при транспортировке грузов. Концепция основана на отключении одного из ведущих колес с фиксацией. Т.е. при опущенном рычаге момент передается на оба колеса, что позволяет работать без пробуксовок на поле. При поднятом рычаге момент передается только на одно из колес, что позволяет использовать трактор на дорогах без повышенного износа покрышек с приемлемой управляемостью. Эта схема является практически идеальной, однако в редких случаях при движении с грузом на поворотах и подъемах момента на одном колесе не достаточно и приходится включать оба колеса, что ведет к потере управляемости на дуге и значительному износу покрышек и общему снижению ресурса КПП.

Лучшее решение

КПП с планетарной передачейНо ничего не стоит на месте и уже сейчас на рынке доступна пока что только одна модель мототрактора, который совместил в себе пока что только достоинства из всех выше перечисленных разработок. Модель мототрактора Скаут T24DIF-VT — новинка сезона весна 2016 оснащена КПП с планетарной передачей, т.е. классическим дифференциалом, передающим момент на более свободное колесо, а так же его принудительной блокировкой. Теперь как движение по дорожному покрытию, так и работы в поле выполняются с одинаковой легкостью и эффективностью. Данная схема полностью схожа с работой КПП на больших тракторах и является эталонной. Однако новый тип КПП отличается немного большей стоимостью, но здесь безусловно есть за что платить. Опыт эксплуатации за сезон 2016 показал еще и высокую надежность агрегата. Поэтому данный тип коробки передач можно смело рекомендовать к покупке.

Полный привод

Отдельно стоит остановиться на появившихся в сезоне весна 2016 прототипах полноприводных моделей мототракторов. На сегодняшний день это совершенно новая разработка, безусловно интересная, как все новое. Однако взглянув повнимательней понимаешь, что конструкция мототрактора с приводом на все колеса сильно усложнилась по сравнению с моноприводными моделямик уже знакомой схеме добавляется новая КПП с выходным валом на переднюю ось, гидроусилитель руля, который необходим в связи с особенностями конструкции, ШРУСы на передней оси, коленвал из двух половинок с подвесным подшипником и отсутствие блокировки задней оси. Передняя ось включается рычагом принудительно. Межосевой дифференциал отсутствует. На данном этапе проходимость полноприводных моделей уступает моноприводным с блокировкой и скорей является диковинкой на рынке, нежели полноценным рабочим агрегатом. Поэтому на данный момент следует отказаться от покупки подобной модели в пользу классической моноприводной с блокировкой дифференциала, т.к. надежность полно приводного исполнения еще не была должным образом проверена отечественными специалистами на поле и в быту.

Надеемся статья оказалась для вас полезной и помогла разобраться в большом разнообразии типов КПП на мототракторах.

Коментарі

Доброго дня! Ваша стаття багато що мені пояснила. В мене моторрактор Зубр 195 SH випуску 2014 року, які йшли без гідравліки, з ручним піднімання фрези. На даний час який у мене вихід, щоб вирішити питання "при проскальзывании одного из колес, весь момент передавался более свободному колесу, которое начинало буксовать и работа останавливалась" Що Ви порадите?

GardenShop

Добрый день, менять КПП с блокировкой или же ставить на старую КПП. Но если ставить дифференциал на старую коробку то понадобятся дополнительные запчасти.

Додати відгук

Введите код с картинки:

Підписуйтесь на знижки: