Приобретая мини сельскохозяйственную технику, будь это мотоблок, мототрактор или минитрактор ничто из этого списка не обходится без навесного оборудования. У каждого агрария и фермера свои цели, поэтому запросы у всех разные. Одному нужна роторная косилка, другому - навесные грабли, третьему – сеялка. Но все без исключения не обходятся без плуга.
Плуг – это универсальный инструмент, предназначенный для обработки и вспашки земли. Его основные задачи:
- Уменьшать огромное количество сорняков;
- Разрыхлять грунт для того, чтобы почва стала более мягкой (такая процедура необходима перед посадкой семян);
История появления плуга
Сама форма плуга известна нам по древнеегипетским и вавилонским рисункам, а также по наскальным изображениям в Швеции и Италии, которые относятся к 2-му веку до н.э. Понятие о таком навесном инструменте как плуг появилось еще в Средние Века. Именно в то время для обработки земли использовались мотыги, но только на мягкой плодородной почве. Если исходить из истории изобретения плуга, можно смело предположить, что на его создание повлияло приручение волов в Месопотамии в 6 веке до нашей эры. Ведь, волы имели ту самую необходимую силовую тягу для человечества, которая была нужна при вспашке земли.
Самый первый плуг имел довольно примитивную форму и простую конструкцию. Агрегат представлял из себя раму, а если быть ещё точнее – дышло, которое держало в себе закрепленный кусок дерева в вертикальном расположении. Эта закрепленная деревяшка имеет название лемех, именно его волочили по земле для вспашки грунта.
Затем древние римляне изобрели отвал, тем самым усовершенствовав плуг. Этот отвал отбрасывал сорняки и вытягивал на поверхность созревшие плоды. Но и это еще не всё, римляне был народ изобретательным, поэтому для удобства сделали что-то вроде передка на колесах, который позволял регулировать глубину вспашки и не забыли применить нож, он служил для расчищения почвы от сорняков, перед тем как лемех начнет обрабатывать землю.
На этом история создания плуга не заканчивается. Первый успешный плуг своими руками разработал Дзожеф Фольямбе. Английский изобретатель и конструктор Джеймс Смол использовали железные части для плуга, рассчитали точную прочную конструкцию и сделали его легким.
В век индустриально-промышленной революции 19-20 века плуги стали намного легче, материалом изготовления было железо или дерево. Самый первый стальной плуг изобрел кузнец американского происхождения Джон Дир в 1830 году. Стальные плуги изначально управлялись пешими людьми. Тот, кто управлял плугом, шел следом за ним, держась за две рукоятки, и регулировал глубину вспашки. Также управляющий плугом должен был руководить движением лошадей или мулов, которые тащили за собой плуг. Чуточку позже появились плуги, где управляющий сидел на специальном сидении на колесах, сам же плуг имел по несколько лемехов. Когда появился первый паровойтрактор, тогда данный плуг стало возможным использовать для вспашки.
Также был отдельно изобретен специальный плуг для распашки под виноградниками в Австралии, его назвали «Стамп Джамп». Данное устройство позволило обходить шишковидные и длинные корни растения эвкалипта. Благодаря такому изобретению можно обрабатывать даже самые старые виноградники.
Современные плуги
Разобравшись в истории появления первого плуга, в его видоизменениях, теперь можно и приступить к современному понятию значения плуг. В традиционном значении современные плуги переворачивают землю только в одном направлении, который указывает отвал лемеха. После такой проделанной работы образуются между бороздами гребни вспаханной земли, которые очень схожи с грядками.
Классификация плугов
Плуги стандартно разделяют по следующим критериям:
- Тип рабочих органов: дисковые или лемешные;
- Род тяги: полунавесные, навесные и прицепные на тракторы;
- Число рабочих органов: одно-, двух- и просто многокорпусные;
- Назначение. Базовая или специальная вспашка;
Стандартные плуги могут произвести вспашку глубиной от 18 до 35 сантиметров. Они состоят из следующих составляющих: корпуса, ножа, рамы, предплужника, а также механизма сцепления с трактором (смотрите схему обычного плуга ниже).
1 - Предплужник; 2 - Корпус плуга; 3 - Рама; 4 - Нож плуга; 5 - Опорное колесо; 6 - Винт регулировки опорного колеса; 7 - Механизм агрегатирования с трактором.
А теперь рассмотрим данные критерии детальнее:
Дисковые плуги применяются при распашке нового поля даже на каменистых и тяжелых почвах, болотистой местности, а также на земле сильно заросшей сорняками и дикими пустырниками. Следовательно, они служат для вспашки специального назначения.
Лемешные плуги являются самыми популярными среди землепашцев. В отличие от своих дисковых собратьев славятся долговечностью, их используют для вспашки общего назначения.
Навесные плуги крепятся к трактору с помощью крепления навесного механизма трактора.
Прицепные плуги крепятся через прицепную серьгу к трактору.
Пример схемы навесного крепления плуга изображен ниже:
1 - Замок; 2 - Раскос; 3 - Рукоятка плуга; 4 - Шейка; 5 - Палец; 6 - Рамка; 7 - Собачка крепления; 8 - Палец; 9 - Стойка плуга; 10 - Болт; 11 - Раскос плуга; 12 - Кронштейн.
Во время эксплуатации рамка и замок поддерживается собачкой, которая связана с кабиной тракториста через трос. Благодаря этому, машинист сможет отсоединить сцепление, не выходя из кабины. В навеску вошли две встречные стойки и раскос, которые между собой соединены единственным болтом.
На фото показано крепление плуга к трактору:
Стойки соединяются к кронштейнам. А сами кронштейны присоединяются к раме плуга болтами. Если рассматривать прицепные плуги, то они характеризуются наличием 3-х колёс в их конструкции. Теперь же затронем тему существующих колес на плугах:
- Бороздные колёса – это самое переднее колесо, которое размещается очень близко к переднему корпусу на дистанции от 3-х до 4-х см от стенки борозды. Но важно учесть, что колеса не имеют права мешать отбросу почвы.
- Полевые колёса – второе колесо, которое следует прямо за бороздным, т.е. самое последнее.
Каждое колесо выдерживает на себе около 30% весь плужный вес. Полунавесные плуги имеют всегда только по два колеса – это полевое и бороздное, которое расположено сзади.
Самым востребованным запросом любого агрария является самодельный лемешный плуг. Данный плуг достаточно простой в своей конструкции, не требует слишком гениального умения мастерить или разбираться в тонкостях инженерии. Поэтому, разберем на примере, как сделать свой собственноручный плуг.
Самодельный плуг своими руками
Основные рабочие органы любого плуга состоят из корпуса, ножа и предплужника. Есть также и вспомогательные органы, они представляют из себя раму с прицепным или навесным механизмом и опорными колесами.
Устройство корпуса состоит из 5 составляющих:
- Полевая доска
- Боковины с пяткой
- Отвал
- Стойка
- Лемех
Про нож плуга также хочется отдельно написать пару слов. Итак, нож – это рабочая деталь плуга, которая предназначена для проделывания дна новой борозды, тем самым создает нужную глубину вспашки для землепашца.
Перед тем как начать делать самодельный плуг важно понять принцип работы лемешного плуга. Он заключается в срезании земли лемехом, который ещё и после этого переворачивает и отбрасывает отвал. Вот собственно и весь принцип. А теперь ближе к делу.
Как сделать плуг для мотоблока?
Материалом изготовления чаще всего служит легированная сталь, потому что она дает надежную прочность самодельной конструкции, при этом снижает хрупкость и повышает износостойкость плугу.
Форму отвала изготавливают с учетом всех необходимых инструментов и приборов, которые имеются в наличии. Чтобы повторить максимально точную форму плуга лучше всего использовать листогибочные станки, но только от проверенных производителей.
Пошаговая инструкция самодельного плуга для мотоблока
Вырезать металлический лист толщиной от 3 мм, а затем поэтапно загнуть его. Если просчитаетесь хоть на 0,5 мм - это может повлечь за собой неполноценную обработку грунта. Но можно упростить себе задачу. Для этого достаточно взять готовый отрезок трубы сделанной из металла или обычный баллон, вырезав из них требуемый кусок по шаблону.
Если Вы выбрали сделать лист по готовому куску металлической трубы или баллона, то следует усилить нижнюю часть отвала металлической лентой толщиной в 5 мм, тем самым повышая прочность металлического листа. Этот элемент нужно зафиксировать или приварить на потайных заклепках, при этом нужно защищать поверхность, затачивая ее. На обратной стороне приварить держатель в длину от 40 см. Также рекомендуем проделать в нем несколько отдельных отверстий под крепление. Это позволит обработать почву на разной глубине.
Изготовить корпус нужно из прочной стальной трубы с сечением прямоугольного типа и диаметром от 3 мм. Самая оптимальная длина корпуса считается в пределах 0,4-1 метр. На один конец трубы необходимо установить фланец. Ведь именно фланец станет тем самым креплением для каркаса. На противоположной стороне зафиксируйте рабочую часть плуга, используя при этом болты.
Для лучшей проходимости и продуктивности плуга лучше использовать колеса диаметром от 20 см для большого колеса, а для меньшего колеса – 10 см. Колёса разместить нужно относительно осевой линии, чтобы сама конструкция находилась в равновесии, а нагрузка на трактор была меньше. Большое колесо следует установить по ширине отвала, а маленькое – на половину меньше с противоположной стороны от этого расстояния.
Изготовить лемех можно самозатачивающимся способом. Верхний слой сточить толщиной не менее 2 мм, а нижний слой – до 3 мм с пологим срезом из обычной стали. Хотим предупредить, что такой плуг требует частой заточки. Рекомендация: лемехи можно менять в зависимости от поставленных задач и типов почвы.
Предлагаем посмотреть видео по изготовлению плуга своими руками для мотоблока:
Как сделать плуг для минитрактора?
Следует учитывать, что когда корпус плуга поднимает пласт земли около 30 см, он получает огромные нагрузки, а его поверхность становится подвержена абразивному износу. Поэтому зная такой нюанс очень важно использовать для рабочих частей самодельного плуга металл толщиной от 4 до 6 мм.
Рекомендуем сделать лемех съемным (перед самим использованием будет легче заточить). Опытные самоделы советуют использовать в качестве выбранного материала 9хС или сталь 45.
Учитывая все тонкости всех нюансов, которые были описаны выше можно приступать к изготовлению отвала. Его нужно делать в три способа:
Важно! Корпус плуга всегда делается только из металлического листа не меньше, чем 4 мм в толщину.
Перед тем как приступить к работе специалисты в вопросе самодельной конструкции плуга рекомендуют изготовить все детали из картона, склеить их, при этом сохранить требуемые углы. Если Вас удовлетворит картонная модель, тогда можно незамедлительным образом приниматься за изготовление металлического плуга собственными руками.
После того когда все необходимые детали для сборки будут изготовлены из металла завершающим этапом послужит стальной лист размерами 50×50 см и аппарат для сварки. Поочередно к металлическому листу прихватывают сваркой части плуга (боковой щиток, лемех), сохраняя все нужные углы. Лемех нужно примерить отвалом. Если обнаружено несоответствие углов, отвал следует довести до правильного положения, используя молоток. После данных технических процедур нужно приварить пластину основания и распорную планку. Затем внимательно осмотреть получившуюся конструкцию самодельного плуга. И если не сумели найти каких-либо погрешностей, тогда можно полностью сделать сварку плуга. Со стальным листом, на котором была произведена сварка и сборка поступают следующим образом. Всего-навсего отсоединяют стальной лист от готового плуга с помощью зубила или «болгарки». Швы от сварки сразу нужно зачистить, лемех и отвал зашлифовать шкуркой.
Предлагаем посмотреть видео по изготовлению плуга своими руками для минитрактора: